THE ACADEMY OF PUBLIC
ADMINISTRATION UNDER THE
PRESIDENT OF THE KYRGYZ
REPUBLIC named after
ZH.ABDRAHMANOV

Our partners

Телемост Бишкек - Пермь: «Опыт государственного управления в России и Кыргызстане»

15.03.2018

В рамках телемоста между Бишкеком и Пермью (Россия) участники обсудили актуальные вопросы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере государственного управления, как основного инструмента в обеспечении взаимодействия государственных и муниципальных структур с общественностью для решения экономических, социально-гуманитарных и идеологических задач.

- Сегодня вузы Кыргызстана и России заинтересованы в выстраивании более тесного сотрудничества друг с другом. В этой связи Клуб региональных экспертов «Пикир» участвует в организации телемостов, в ходе которых устанавливается конструктивный диалог по обмену опытом и налаживанию эффективных связей, которые будут способствовать более тесному сотрудничеству образовательных учреждений двух стран. Взаимодействие вузов, которые готовят госслужащих, также положительно скажется, как на двусторонних отношениях Кыргызстана и России, так и на отношениях в рамках ЕАЭС. Кроме того, подобные телемосты играют важную роль в развитии межрегиональных связей двух государств, - отметил сомодератор телемоста, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР Игорь Шестаков.

Стоит отметить, что вызовы, с которыми сталкивается современный Кыргызстан, в том числе политическая и некоторая социально-экономическая нестабильность этапа незавершённых реформ выдвигают повышенные требования к качеству государственного управления. Очевидно, что системные изменения, вызванные реализацией новой парадигмы развития, динамично меняющиеся потребности общества нуждаются в эффективных, динамичных и высокопрофессиональных институтах государственной власти. 

Одним из таких примеров, по словам сопредседателя Клуба региональных экспертов КР, экономиста Жумакадыра Акенеева, является вопрос взаимоотношений государства и религии. 

- Несмотря на то, что законодательно религия отделена от государства, сейчас наблюдается процесс их сплетения. К примеру, в некоторых государственных учреждениях, во многих общественных местах открыты и функционируют молельные комнаты. Таким образом, налицо попытки внедрить религию в систему государственного управления, - подчеркнул эксперт.

Отчасти такая ситуация возникла в результате того, что в стране действуют свыше десяти тысяч НПО, финансируемых Международными организациями, которые в том числе отстаивают и свободу вероисповедания, чем пользуются и некоторые представители власти, нацеленные на смещение светских ценностей. При этом, как отметил Жумакадыр Акенеев, международные НПО заняли нишу государства по работе с гражданским сектором, воспользовавшись тем, что бюджет Кыргызстана не позволяет  государству вести активную работу с общественностью.   

Между тем, эксперт назвал и позитивные моменты. К ним он относит ситуацию с русским языком, который в республике имеет статус официального, т.е. языка межнационального общения, что позволяет комфортно себя чувствовать в стране более чем 80-ти группам этнических меньшинств.  

- Исходя из государственного устройства Кыргызстана, национальный вопрос курируется также Ассамблеей народа Кыргызстана. Эта организация не входит в структуру государственных органов КР, но поддерживается финансово из республиканского бюджета, - отметил Жумакадыр Акенеев.

В свою очередь участники с российской стороны поделились своими наработками в сфере регулирования политики, касающейся этнических групп. Как рассказал, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Константин Сулимов, их университетом реализуется проект «Обеспечение баланса в межнациональных отношениях: региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств», учитывая, что в РФ насчитывается свыше двадцати таких автономий.  

Об опыте России в сфере взаимодействия государственных структур и общественных инициатив в своем докладе рассказал кандидат географических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ПГНИУ Павел Блусь. В частности, он озвучил самые действенные инструменты в этом направлении, финансируемые, как государством на грантовой основе, так и бизнесом. В их числе проведение конкурсов общественных и территориальных  проектов, победители которых получают средства из региональных бюджетов, самооблажение – добровольная уплата дополнительного налога на муниципальные нужды, инициативное бюджетирование и др.

Проблемами взаимодействия государства и гражданского общества в Кыргызстане поделилась директор Института исследований развития государственного управления при Академии Госуправления при Президенте КР Нургуль Акимова. Она отметила, что в республике пока слабо развито сотрудничество между госструктурами и местными сообществами, между тем, подчеркнула, что это является одной из приоритетных задач государства.  

- Нынешний год объявлен Президентом КР Сооронбаем Жээнбековым Годом развития регионов, и поэтому перед научным сообществом стоит задача разработки и реализации соответствующих программных документов: каким образом сделать регионы партнерами в принятии решений на государственном уровне, - отметила Нургуль Акимова.

В России, в частности в Пермском крае, общественность является активным партнером государства. Об этом в своем выступлении заявил член Общественной палаты, директор Малой академии государственного управления Пермского края Михаил Мухин. Кроме того, он подчеркнул, что повсеместно осуществляется общественный контроль за деятельностью власти, за качеством товаров и услуг и т.д.

Вопросов предоставления государственных услуг коснулся в своем докладе профессор Академии государственного управления при президенте КР Салих Мурзаев. Он рассказал, что с 2011 года началась реформа сферы предоставления госуслуг, продиктованная тем, что на тот момент в республике фактически произошла коммерциализация государственных органов.

По словам профессора, на этапе инвентаризации услуг, предоставляемых населению со стороны государства, их насчитывалось свыше 20-ти тысяч. При этом большинство из них были платными, а полученные таким образом средства поступали на «специальный счет казначейства» и зачастую  расходовались не по назначению.

- По итогам реформирования на данном этапе было сформировано 9 групп государственных услуг, включающих 429 услуг, из которых было определено 150 – бесплатных, 279 – платных. Сейчас мы приступили ко второму этапу реформирования, где проводится переход от традиционного оказания услуг к принципу «единого окна», а также цифровизации процесса, что позволит снизить коррупционные риски в этом направлении. Стоит отметить, что цифровая повестка актуальна не только для Кыргызстана, но и для всех стран ЕАЭС, - отметил Салих Мурзаев.

Продолжая тему, член Общественной палаты, директор Малой академии государственного управления Пермского края Михаил Мухин сообщил, что Россия находится на четвертом этапе цифровой трансформации в сфере предоставления государственных услуг, осуществляемой в рамках реализации проекта «Цифровая Россия». Сейчас россияне уже могут не только подавать заявки в электронном виде, но получать многие услуги посредством интернета.

В рамках телемоста было отмечено, что с учетом сформированного запроса на усовершенствование системы государственного управления, развитие сотрудничества между Кыргызстаном и Россией в сфере образования будет способствовать решению множества задач. В том числе позволит осуществлять совместные преобразования, нацеленные на построение эффективной системы  государственного управления, которая улучшит основанное на принципах взаимодействие общества и государства, а также обеспечит реализацию стратегических целей сторон.

Не маловажную роль взаимоотношения двух стран играют и в выстраивании государственных и наднациональных политик в вопросах восприятия общего прошлого в странах постсоветского пространства.

Так, сомодератор дискуссии с российской стороны, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и государственного и муниципального управления ПГНИУ Дмитрий Плотников выступил с докладом, основанном на исследованиях вопросов искажения исторических фактов политическими элитами рядя стран в угоду собственным интересам.

- Разнонаправленные геополитические ориентации государств постсоветского пространства оказывают существенное воздействие на формирование исторической политики, посредством которой оправдываются текущие внешнеполитические приоритеты, - подчеркнул докладчик.

Он также подчеркнул, что крах коммунистической идеологии обусловил необходимость поиска бывшими советскими республиками пантеона новых героев в собственном прошлом, посредством которых происходит как легитимация границ новых государств, так и  осознание исторической значимости своего народа. При этом, политолог уверен, существенную роль в этом сыграли внешние акторы.

- В Азербайджане принята концепция одного народа двух государств, где Турция воспринимается в качестве «старшего брата». Балтийские страны заявляют свою исключительно европейскую идентичность, усиленную с их вступлением в Европейский союз. События в Украине стали настоящей драмой, развернувшейся в немалой степени в контексте активной борьбы украинских элит. Наибольшие сложности в борьбе с символами прошлого возникли в сфере политики переосмысления событий Великой Отечественной Войны, где имеет место кардинальный разрыв в интерпретации событий той эпохи в разных регионах Украины. «День Победы» -  ключевой сплачивающий праздник для населения постсоветских стран, демонстрирующий славу многонационального советского народа, разгромившего фашизм под руководством Москвы. Прежняя трактовка праздника не вписывалась в общую конфронтационную риторику, где России отводилась роль «оккупанта», - отметил Дмитрий Плотников.

По результатам проведенного анализа эксперт также выделил три группы центрально-азиатских стран по степени формирования исторических опорных мифов.

- Первая группа – Кыргызстан и Таджикистан, где советское прошлое органически вписывается в конструирование новых мифов с упором на национальные образы. Во второй группе, напротив, наблюдается восприятие Имперской России и СССР  как колонизатора, чья деятельность деструктивно сказалась на развитии народов. К данной категории стран относятся Туркменистан и Узбекистан. К третьей группе относится Казахстан, где взаимоотношения с СССР и Россией воспринимаются противоречиво, тем не менее, доминирует нейтральное или положительное восприятие существования в общесоюзном государстве, - уверен политолог.

По итогам дискуссии стороны выразили благодарность Клубу региональных экспертов КР «Пикир» за организацию телемоста, и договорились проводить подобные мероприятия на постоянной основе, ближайшая видео-конференция намечена уже на конец марта.

Телемост между Бишкеком и Пермью был организован Клубом региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Академией государственного управления при Президенте КР со стороны Кыргызстана, а также  Кафедрой Государственного и муниципального управления Пермского государственного национального исследовательского университета – с российской стороны.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

http://pikir-klub.kg/sobytiya/1013-telemost-bishkek-perm-opyt-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii-i-kyrgyzstane.html