Выступление ректора АГУПКР А. Насырова на международной научно-практической конференции:
02.11.2017
«Политика развития человеческих ресурсов в контексте реформирования государственной службы»
«Уважаемые участники и гости конференции, дамы и господа!
Позвольте в первую очередь поблагодарить, ректора Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, наших партнеров, международных доноров и всех заинтересованных лиц за данную возможность участвовать в работе международной экспертной площадки для обмена идей по нашим общим вопросам в деле повышения потенциала государственных и муниципальных служащих.
Перед началом выступления хотел бы сказать, что действительно, мы живем в эпоху великих перемен! Сейчас происходят глобальные изменения, которые если рассматривать с позитивной точки зрения, то они создают новые возможности и порождают потребности в новых компетенциях, необходимых для формирования и переформатирования человеческого капитала. Кыргызстан, в данном контексте, сейчас претерпевает изменения в переформатировании человеческого капитала и всей структуры управления государства. Сегодня в Кыргызстане произошло резкое омоложение стратегического управляющего состава страны, как вы знаете премьер-министру 40 лет, спикеру 41 год, вице премьерам - от 40 до 43 лет, отдельным министрам и руководителям высокого ранга около 30 лет. Конечно, это эпоха великих перемен для Кыргызстана очень значима и, соответственно, с такими глобальными переменами по трансформации власти, в первую очередь по трансформации поколений в управленческой системе Кыргызстана, возникают новые потребности в формировании совершенно новых компетентностных подходов.
На сегодня, роль и повестка Академии в этом контексте очень ответственна. Академия сегодня как никогда должна сформировать совершенно новые индикаторы, которые позволят снизить участие и воздействие человеческого фактора на принятие решений.
В современном мире сегодняшние вызовы общественно-социального, политического развития направлены на то, что мы пришли к совершенно новой науке, к открытой науке в эпоху дигитализации общества, в эпохе, когда тотально пересматриваются все концепты понимании экономики, социального развития, в том числе мы переходим к экономикам переходящим от энергоемких к энергосберегающим. Соответственно, все эти новые тренды, которые происходят не только в страновом масштабе, но и в мировом - они создают новые возможности и новые состояния, новые философии, которые должны обеспечить прорыв в целом человечества. Особенно важным в региональном масштабе становится недавние интеграционные события, которые очень важны для Кыргызстана. Хотел бы, в первую очередь, выразить свою гражданскую позицию, как личность… Именно те тренды, происходящие в Центральной Азии, особое потепление взаимоотношения с Узбекистаном, последние ключевые реформы Узбекистана – они делают мощный импульс, для сближения и партнерства во всем масштабе всего центрально-азиатского региона, благодаря чему мы сегодня можем вместе проводить подобные открытые дискуссии. С другой стороны, происходящие в мире события порождают новые шаги для нового переосмысления и создают новые рамки понимания. Буквально, мы можем отметить, что те институциональные изменения на территории постсоветских стран, которые сегодня мы видим, интеграционные объединения, будущие перспективные рынки сознания, значительные перемены как в Узбекистане могут со временем создать площадки глобального мышления. В перспективе Узбекистан может стать очень большой, глобальной площадкой, только благодаря наличию Ферганы. Фергана - это можно сказать - будущий рынок сознания всего человечества, все те процессы, которые сегодня могут происходить могут сделать и создать определенные тренды на будущие поколения. В связи с этим, хотел бы отметить что, как и было отмечено многими нашими предыдущими спикерами, сегодня, исследовательский компонент тотального переформатирования системы подготовки повышения потенциала человечества капитала требует создания совершенно новых инструментов. В эпоху дигитализации технологическая часть - всего лишь одна малая часть, тех компетенций, которые порождают параллельно и другие… Мы сегодня сталкиваемся с такими понятиями, как необходимость информационной защиты, актуализацией вопросов укрепления интересов национальной безопасности и в данном случае, те институты которые, уполномочены за подготовку кадров для стратегических решений должны работать «в гармонии» с другими интеграционными мнениями, разработать новые компетентностные подходы и благодаря чему, мы в будущем будем иметь подобные, многочисленные дискуссии для интеграции нашего понимания и выработки единых инструментов для принятия решений.
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики - это специализированное учебное заведение, которое имеет особый статус в Кыргызстане, его прямая функция - повышение потенциала, подготовка действующих и будущих государственных служащих, в контексте которой реализуются программы фундаментальной подготовки и программы дополнительной подготовки и дополнительного образования для системы государственного и муниципального управления Кыргызской Республики. В формате деятельности Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, ежегодно обучают по программе дополнительного образования свыше 12 тысяч государственных и муниципальных служащих и порядка тысячи магистрантов и стипендиатов программ, для целевого назначения на различные уровни государственной службы. То есть, это группы действующих государственных и муниципальных служащих, которые путем конкурсного отбора, в течение полутора-двух лет проходят углубленную специализированную программу обучения. Третий компонент, как мы полагаем, является ключевой политикой управления в Академии государственного управления, ибо для достижения качественного образования необходима транспарентность, полная открытость для государственных органов Кыргызской Республики - то есть активные коммуникации и взаимодействия с государственными органами позволяют нам получать индикаторы и на постоянной основе обновлять основные показатели и контент предметной части наших программ, что в конечном итоге способствует достижению высокого качества образовательных программ.
Каким образом система обучения и подготовки государственных и муниципальных служащих в Кыргызстане выстроена? На ежегодной основе осуществляется мониторинг всех программ, которые реализуются в Кыргызстане под эгидой Государственной кадровой службы, ключевым партнером которого является Академия государственного управления, и данная совместная рабочая группа определяет к концу года основные параметры качества и основную контентную часть всех программ повышения потенциала. Эти программы на ежегодной основе обновляются по итогам отбора тех или иных ключевых компетенций, формируется государственный заказ, который выставляется на общей тендерной основе и в котором могут участвовать, имеют равные возможности все высшие учебные заведения, в том числе и другие тренинговые, консалтинговые агентства, отвечающие квалификационным требованиям подготовки и требованиям бенефициаров. Академия государственного управления на сегодня практически реализует чуть более 50% государственного заказа, но это не является основной частью деятельности Академии. Ключевые ресурсы Академия привлекает из вне, в тесном сотрудничестве с международными донорскими организациями и с другими местными организациями, как государственными, так и не государственными, не правительственными организациями. Для создания конкурентных условий в системе повышения потенциала государственных служащих, то есть для того, чтобы была качественная система подготовки она должна находиться в состоянии постоянной конкуренции с другими действующими программами. И кроме государственного мониторинга и оценки потребностей в обучении проводятся параллельно другие виды оценок потребностей в обучении по линии консалтинговых компаний, по линии Академии государственного управления и других международных организаций. Для этих целей в Академии государственного управления при Президенте создан специализированный институт - Институт исследования развития государственного управления, в ключевые функции которого входит обеспечение аналитического сопровождения деятельности структур Президента Кыргызской Республики, органов исполнительной власти и других государственных органов, в части повышения потенциала и в части обеспечения эффективности функционирования государственных органов. Более того, с учетом новых трендов сама политика подхода и методологии обучения переформатированы. Академия приняла философию и подходы, ориентированные на практическую реализацию мер, т.е. традиционной системы фундаментального образования не всегда отвечает современным требованиям и не столь гибкие, образование будет качественным только в том случае, когда результат обучения получит профессиональную имплементацию. И итогом наших тренингов является - разработка определенных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы на местах, то есть в органах местного самоуправления или органах государственного управления. И мы видим, что к концу обучения наши служащие делают попытки путем применения кейс-стади смоделировать ту или иную ситуацию. Второе направление повышения квалификации - это когда Академия стала своего рода провайдером информации по ключевым государственным решениям в органы государственного управления. Кыргызская Академия является структурной частью Аппарата Президента Кыргызской Республики. По линии своей учебно-образовательной инфраструктуры Академия занимается также доведением управленческой информации для лиц принимающих решения, так как это обеспечивает мобильность при принятии решений и, с другой стороны, создает площадку для мониторинга и реализации основных инициатив и законопроектов страны. То есть через наши тренинги рассматривают возможности «Feedback» для тех или иных законов и именно устами непосредственных лиц, принимающих решения. Все это и ряд других подходов к организации и обеспечению учебного процесса и научно-исследовательской деятельности определены современными трендами, которые происходят в стране. Не случайно, в начале выступления отметил, что в стране, где имеются определенные ограничения ресурсного плана, в том числе инфраструктурного плана, ключевой точкой является - это усиление человеческого капитала, который своими компетенциями и навыками может в дальнейшем обеспечить устойчивость роста страны и поэтому все те вызовы, связанные с современной дигитализацией системы управления в Кыргызстане, требуют переосмысления, отход от традиционной модели науки к более практико-ориентированному и то традиционное понимание ученой степени постепенно переформатируется. В связи с этим, в последние годы в Академии усилен исследовательский компонент и необходимой частью повышения потенциала является также проведение исследований действующими государственными и муниципальными служащими Кыргызской Республики. Сегодня в Академии действует несколько специализированных Диссертационных советов, в котором прямые исследования проводят действующие государственные муниципальные служащие, в том числе и «топ» ранга. В системе подготовки научных кадров действует различные направления программ научных исследований, наряду с традиционной параллельно развивается программа PhD и прорабатывается вопрос внедрения программы «хабилитированного» доктора. Академия с учетом всех интеграционных процессов поддерживает политику гармоничного сосуществования со всеми соседями, наряду с новыми инновационными, мы стараемся сохранять традиционные системы.
Принимая во внимание, что практически в любой системе государственного управления человеческий капитал является определяющим, который может от трансфертной экономики привести к генерирующей экономике, то естественно вопрос повышения потенциала государственных служащих в Кыргызстане - это номер один и сегодняшняя философия Академии предполагает четкое разделение функций по определению политики образования от функций имплементации и мониторинга последующего, мониторинга и качества реализации программ. В системе менеджмента Академии введен многоуровневый аудит, который предполагает взаимоконтроль и все эти действия направлены именно на усиление качества образовательных программ Академии для подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
В завершении выступления хотел бы подчеркнуть, что сегодняшняя модель развития Кыргызской Академии базируется на философии, которая основана на древних трактатах философа Жусупа Баласагына, который предполагает, что качественное образование - это путь к справедливому государственному управлению, направленному на развитие человека. Человеческий капитал является главным ресурсом в нашей стране. Под эту философию и модель выстраиваются все программы Академии и верим, что служащие прошедшие обучение в Академии в перспективе обеспечат, что Кыргызская Республика будет динамично и устойчиво двигаться к намеченным целям развития.»